ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПЕРВАЯ ЭПОХА "О Туоре и его приходе в Гондолин"
читать дальшеЭта небольшая история понравилась мне гораздо больше, чем о Хурине. Она неокончена, но стиль и очарование работ Толкиена в ней есть. За тяжелое и неблагодарное дело взялся Кристофер Толкиен, ведь лучше чем автор никто не напишет. И сын не может знать, что планировал отец. Но я все равно рада, что есть возможность окунуться в мир Средиземья и узнать что-то новое о нем.
Если отбросить полог очарования можно составить более четкое представление об эльфах Средиземья. Но не намного)) То ли Толкиен намеренно делал атмосферу сказочной, то ли так получалось, но логика малость прихрамывает из-за желания блеснут превосходством эльфов над людьми, несмотря на положение изгнанников.
Обратила внимание на интересную особенность. С одной стороны эльфы живут родами и государствами, с другой любой эльф может бросить порученное дело или уйти со службы когда сам захочет. Такое есть и в истории Турина (когда Белег ушел со службы искать Турина) и в этой когда Воронве, не выполнив возложенной задачи решил не возвращаться к королю Тургону. С одной стороны они конечно на рабы и имеют свободу воли, но с другой, где их чувство долга? Если эльфы вели себя так массово, то тогда неудивительно, что Моргот чуть не победил их.
Снова историю Хурина я не перечитывала хотя в этой книге там больше деталей.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
I Описание острова Нуменор
II Алдарион и Эрендис читать дальше
История отношений короля дунаданов и его возлюбленной. Очень грустная история в которой люди из-за своей гордыни разрушили свое счастье. Читая предания предыдущих эпох удивляет превозношение людьми Третьей эпохи, что эльфов, что дунаданов. Не были они лучше. Практически во всех историях Толкиена причиной бед является гордыня и она присуща всем его персонажам независимо от расы. Может быть он прав и это первопричина падения любого существа, но чем больше читаешь тем отчетливее видно это однообразие.
III Род Эльроса: короли Нуменора. читать дальше
Прочитала список королей и королев Нуменора. Меня немного удивляет, что Толкиен так подробно прорабатывал родословную королей государства которое во Властелине колец упоминается как далекое прошлое. Хотя если он не считал ВК центральным произведением своего творчества, то тогда неудивительно. Но не понимаю почему с его страстью к детализации он был так непоследователен.
IV История Галадриэли и Келеборна. читать дальшеМне было очень интересно узнать больше о Галадриэли и Келеборне, так как во Властелине колец о нем очень мало, об их отношениях почти ничего. К сожалению и здесь информация собрана из каких-то набросков часто противоречащих друг другу. Кристофер связывает это с тем, что сначала профессор не предполагал какую роль она сыграет во Властелине колец и потому ее история много раз переписывалась и к сожалению так и не была написана начисто.
Что можно понять из написанного - Галадриэль была амбициозной и сильной личностью. В Средиземье ее привела жажда самостоятельности и власти. Там она встретила Келеборна и они полюбили друг друга. Вместе они основали королевство. Но потом какое-то время жили отдельно. Дети Амрот и Келебриан жили с ней.
В 1981 году третьей эпохи Нимродель и Амрот погибли. (возможно здесь проявляется несоответствие о котором писал Кристофер о том, что первоначально Амрот не был назван сыном Галадриэли и Келеборна)
Судя по прочитанным в этом сборнике историям отношений что среди эльфов, что среди дунаданов, что среди людей нормальным было отдельное проживание супругов, при этом они не разводились. С одной стороны автор давал большую свободу мужчинам и женщинам, с другой это неэффективное решение. Ведь если он допускал охлаждение между супругами, значит и нужно было предусмотреть и полное освобождение от уз брака. А так вроде и жить отдельно можно, но при этом супруги все равно связаны друг с другом и не могут начать отношения с кем-нибудь другим.
Об Эльронде и Келебриан буквально пару строк. Познакомились они в Имладрисе и он полюбил ее. Как и когда они поженились неизвестно. В приложениях к ВК нашла, что в 109 году третьей эпохи Элронд женится на дочери Келеборна. В 130 году рождение Элладана и Элрогира, сыновей Элронда. В 241 году рождение Арвен Ундомиэль.
В 2509 году третьей эпохи Келебриан, путешествуя в Лориен, попадает в засаду в проходе Красного Рога и получает отравленную рану. В 2510 году Келебриан уплывает за море.
1 марта 2931 года третьей эпохи - рождение Арагорна, сына Араторна второго. В 2933 году Араторн второй убит. Гилраен увозит Арагорна в Имладрис. Элронд воспитывает его как сына и дает ему имя Эстел (надежда), его происхождение скрывается.
Простой арифметический расчет показывает, что Арвен старше Арагорна на 2690 лет ! ! ! Вообще не представляю, как они могли быть вместе.
В 2980 году третьей эпохи Арагорн вступает в Лориен и здесь снова встречает Арвен Ундомиель. Арагорн дает ей кольцо Барагира и они обручаются на холме Керин Амрот.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
I Поражение в Ирисной низине читать дальшеПодробнее расписано, как погиб Исильдур. Саруман разыскивал тело Исильдура в реке и нашел камень который тот носил в качестве короны. Также он нашел коробочку в которой хранилось кольцо. Это обнаружилось после войны кольца и победы добра.
II Кирион и Эорл, и дружба Гондора и Рохана.
III Поход к Эребору
Истари читать дальшеВсего в Средиземье было послано пять истари, в повествовании участвуют только три: Саруман, Гэндальф и Радагаст. Силой и происхождением они валары, но были посланы в человеческом обличии, чтобы не пугать народы Средиземья.
Двое не участвоваших синих магов предположительно ушли на Юг и там то ли предались Злу, то ли погибли.
Палантиры читать дальшеКамни представляли собой идеальные шары. Когда они пребывали в бездействии, казалось, что они сделаны из сплошного черного стекла или хрусталя. Меньшие Камни имели около фута в диаметре («международный» фут стал равняться в точности 0,3048 м), а большие, например, камни Осгилиата или Амон–Сула, были так велики, что их нельзя было поднять в одиночку. Первоначально палантиры держали в помещениях, соответствующих их размеру и предполагаемому использованию; их размещали на специальных подставках, невысоких круглых столах из черного мрамора с чашей или углублением посередине, на которых их можно было вращать руками. Эти очень тяжелые, но абсолютно гладкие камни нельзя было разбить, уронив или сбросив со стола — ни случайно, ни по злому умыслу. Их вообще нельзя было уничтожить никакими средствами, доступными людям в те времена, хотя некоторые считали, что сильный жар, — например, пламя Ородруина, — может расплавить их, и предполагали, что именно это произошло с итильским Камнем при падении Барад–дура.
Палантиры имели постоянные «полюса», хотя никакими знаками они не обозначались, и на своих подставках Камни устанавливались «вертикально», так, чтобы линия, соединяющая полюса, была направлена к центру Земли, и нижний полюс находился внизу. «Видящая» поверхность Камня располагалась вдоль «экватора». Она воспринимала изображение и передавала его наблюдателю, находящемуся на противоположной стороне, так что тот, кто хотел посмотреть на запад, должен был встать к востоку от Камня, а если он хотел потом взглянуть на север, он должен был перейти налево, к югу. Но второстепенные Камни, например, ортанкский, итильский, анорский и, вероятно, Камень Аннуминаса, имели фиксированное направление, так что, к примеру, западная сторона смотрела только на запад, а в другом направлении ничего не показывала. Если Камень смещался, его возвращали в прежнее положение методом проб, вращая его в разные стороны. Но если палантир был снят с подставки, как это произошло с ортанкским Камнем, найти нужное положение было не так–то просто. Так что это оказалась «чистая случайность», как называют это люди (сказал бы Гэндальф), что Перегрин, возясь с Камнем, установил его на земле более или менее «вертикально» и, сидя к западу от Камня, посмотрел сквозь него на восток в нужном направлении. Главные Камни не были так строго зафиксированы: их можно было вращать вокруг вертикальной оси как угодно, и они могли «видеть» в любом направлении[334].
читать дальшеЧем дальше читаю тем больше удивляюсь. Столько разрозненной противоречащей друг другу информации... Понятно, что опубликовано то что смог свести в кучу Кристофер, но все равно не понимаю Толкина. Ведь человек который придумывал языки должен был иметь в своем характере такие черты, как аккуратность, последовательность, целенаправленность. И пусть сейчас издают все, что осталось, но почему сам автор был так небрежен? Раз так получилось, что центральным произведением его творчества стал "Властелин колец", то почему он не построил остальную вселенную под него?
Я понимаю он любил языки и его целью было создание мира в котором его языки были бы органичны, но то что осталось это перебор. Как минимум по три имени\названия чуть ли не каждому персонажу и месту, путаница в географии и истории. Разные варианты частей истории и судьбы персонажей. При этом очень мало логики и порядка. Ну порядок - это мой личный пунктик, хотя я понимаю, что для того чтобы история была интересной в ней должен быть некоторый хаос, но хаос допустим в событиях, но не в персонажах. Каждый персонаж должен иметь внутреннюю логику, пусть не всегда понятную и близкую читателю, но она должна быть иначе персонаж будет либо картонным, неживым либо безликим из-за сочетания в одном несочетаемых черт.
Я не понимаю, что было главным для него при написании книг?
История Средиземья в целом? Вряд ли, ведь тогда не были бы выписаны так подробно истории про отдельных личностей.
История народов? Тоже вряд ли, ведь тогда они отличались бы друг от друга. А у него, что эльфам, что гномам, что людям присущи одни и те же достоинства и недостатки. Я не беру здесь энтов, орков или хоббитов, так как о первых и вторых написано слишком мало чтобы можно было сказать что-то определенное, а о третьих написано слишком много, но как-то сказочно. Не верится в них. Лично мне, потому что не может народ который создал свой уклад жизни, обрел определенный общественный строй, дошел до таких вещей как собственный календарь существовал бесцельно. Особенно на фоне эльфов - перворожденных Средиземья, людей, гномов, энтов у которых свой путь обозначенный еще до начала времен или после создания мира, хоббиты выглядят фантазией на ровном месте, а потому нереалистичной даже в Средиземье.
История личностей в истории мира? Тоже вряд ли, так как слишком часто (а может и всегда) его персонажи полагаются на судьбу и даже если идут против нее, то не осознанно, а от "балды" или случайных обстоятельств. А учитывая что большинство персонажей творят что получится, где и как получится, то вообще удивляет наличие предсказаний, которые сбываются. Кстати очень часто "прорезаются" провидческие способности у персонажей принадлежащих к разным расам. Толкин их всех этим уравнивает и при этом открыто указывает, что люди завидовали эльфам. А по сути кроме бессмертия завидовать то и нечему. Да и то для эльфов оно обернулось неприятными последствиями в виде усталости от жизни. Кстати по ходу истории усталости должны быть подвержены только эльфы нолдор, ушедшие из Валинора, так как на них пало проклятье Мандоса. А по факту устали все и все кто мог уплыли на Запад.
Не понимаю этого стремления к усложнению повествования, к смене имен персонажами. Особенно последнее раздражает, такое впечатление, что им имя поменять, что нам переодеться.
Видимо он так и писал свои книги, как начинал писать "Хоббита" с одной фразы пришедшей на ум, без замысла, который стал бы основой истории. И его книги не стали бы так популярны, если бы он не проделал такую огромную работу пытаясь систематизировать свои полеты фантазии. Систематизировать особо не получилось, но зато истории стали гораздо реалистичнее, насколько это возможно для фэнтези - мира.
То что я не понимаю многого расстраивает, но не отменяет моей любви к этой Вселенной. Однако выделить хотя бы одну четкую историю хотя бы одного персонажа из написанного им очень сложно.
Вообще складывается такое впечатление, что работал он над вселенной Средиземья под настроение. Конечно как автор, создатель этого мира и человек свободной воли он мог себе это позволить. Но как человек создавший историю ставшую такой популярной мог бы и поответственнее отнестись к тому что оставит после себя. Чисто по-человечески по отношению к читателям и поклонникам.
читать дальшеЭта небольшая история понравилась мне гораздо больше, чем о Хурине. Она неокончена, но стиль и очарование работ Толкиена в ней есть. За тяжелое и неблагодарное дело взялся Кристофер Толкиен, ведь лучше чем автор никто не напишет. И сын не может знать, что планировал отец. Но я все равно рада, что есть возможность окунуться в мир Средиземья и узнать что-то новое о нем.
Если отбросить полог очарования можно составить более четкое представление об эльфах Средиземья. Но не намного)) То ли Толкиен намеренно делал атмосферу сказочной, то ли так получалось, но логика малость прихрамывает из-за желания блеснут превосходством эльфов над людьми, несмотря на положение изгнанников.
Обратила внимание на интересную особенность. С одной стороны эльфы живут родами и государствами, с другой любой эльф может бросить порученное дело или уйти со службы когда сам захочет. Такое есть и в истории Турина (когда Белег ушел со службы искать Турина) и в этой когда Воронве, не выполнив возложенной задачи решил не возвращаться к королю Тургону. С одной стороны они конечно на рабы и имеют свободу воли, но с другой, где их чувство долга? Если эльфы вели себя так массово, то тогда неудивительно, что Моргот чуть не победил их.
Снова историю Хурина я не перечитывала хотя в этой книге там больше деталей.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
I Описание острова Нуменор
II Алдарион и Эрендис читать дальше
История отношений короля дунаданов и его возлюбленной. Очень грустная история в которой люди из-за своей гордыни разрушили свое счастье. Читая предания предыдущих эпох удивляет превозношение людьми Третьей эпохи, что эльфов, что дунаданов. Не были они лучше. Практически во всех историях Толкиена причиной бед является гордыня и она присуща всем его персонажам независимо от расы. Может быть он прав и это первопричина падения любого существа, но чем больше читаешь тем отчетливее видно это однообразие.
III Род Эльроса: короли Нуменора. читать дальше
Прочитала список королей и королев Нуменора. Меня немного удивляет, что Толкиен так подробно прорабатывал родословную королей государства которое во Властелине колец упоминается как далекое прошлое. Хотя если он не считал ВК центральным произведением своего творчества, то тогда неудивительно. Но не понимаю почему с его страстью к детализации он был так непоследователен.
IV История Галадриэли и Келеборна. читать дальшеМне было очень интересно узнать больше о Галадриэли и Келеборне, так как во Властелине колец о нем очень мало, об их отношениях почти ничего. К сожалению и здесь информация собрана из каких-то набросков часто противоречащих друг другу. Кристофер связывает это с тем, что сначала профессор не предполагал какую роль она сыграет во Властелине колец и потому ее история много раз переписывалась и к сожалению так и не была написана начисто.
Что можно понять из написанного - Галадриэль была амбициозной и сильной личностью. В Средиземье ее привела жажда самостоятельности и власти. Там она встретила Келеборна и они полюбили друг друга. Вместе они основали королевство. Но потом какое-то время жили отдельно. Дети Амрот и Келебриан жили с ней.
В 1981 году третьей эпохи Нимродель и Амрот погибли. (возможно здесь проявляется несоответствие о котором писал Кристофер о том, что первоначально Амрот не был назван сыном Галадриэли и Келеборна)
Судя по прочитанным в этом сборнике историям отношений что среди эльфов, что среди дунаданов, что среди людей нормальным было отдельное проживание супругов, при этом они не разводились. С одной стороны автор давал большую свободу мужчинам и женщинам, с другой это неэффективное решение. Ведь если он допускал охлаждение между супругами, значит и нужно было предусмотреть и полное освобождение от уз брака. А так вроде и жить отдельно можно, но при этом супруги все равно связаны друг с другом и не могут начать отношения с кем-нибудь другим.
Об Эльронде и Келебриан буквально пару строк. Познакомились они в Имладрисе и он полюбил ее. Как и когда они поженились неизвестно. В приложениях к ВК нашла, что в 109 году третьей эпохи Элронд женится на дочери Келеборна. В 130 году рождение Элладана и Элрогира, сыновей Элронда. В 241 году рождение Арвен Ундомиэль.
В 2509 году третьей эпохи Келебриан, путешествуя в Лориен, попадает в засаду в проходе Красного Рога и получает отравленную рану. В 2510 году Келебриан уплывает за море.
1 марта 2931 года третьей эпохи - рождение Арагорна, сына Араторна второго. В 2933 году Араторн второй убит. Гилраен увозит Арагорна в Имладрис. Элронд воспитывает его как сына и дает ему имя Эстел (надежда), его происхождение скрывается.
Простой арифметический расчет показывает, что Арвен старше Арагорна на 2690 лет ! ! ! Вообще не представляю, как они могли быть вместе.
В 2980 году третьей эпохи Арагорн вступает в Лориен и здесь снова встречает Арвен Ундомиель. Арагорн дает ей кольцо Барагира и они обручаются на холме Керин Амрот.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
I Поражение в Ирисной низине читать дальшеПодробнее расписано, как погиб Исильдур. Саруман разыскивал тело Исильдура в реке и нашел камень который тот носил в качестве короны. Также он нашел коробочку в которой хранилось кольцо. Это обнаружилось после войны кольца и победы добра.
II Кирион и Эорл, и дружба Гондора и Рохана.
III Поход к Эребору
Истари читать дальшеВсего в Средиземье было послано пять истари, в повествовании участвуют только три: Саруман, Гэндальф и Радагаст. Силой и происхождением они валары, но были посланы в человеческом обличии, чтобы не пугать народы Средиземья.
Двое не участвоваших синих магов предположительно ушли на Юг и там то ли предались Злу, то ли погибли.
Палантиры читать дальшеКамни представляли собой идеальные шары. Когда они пребывали в бездействии, казалось, что они сделаны из сплошного черного стекла или хрусталя. Меньшие Камни имели около фута в диаметре («международный» фут стал равняться в точности 0,3048 м), а большие, например, камни Осгилиата или Амон–Сула, были так велики, что их нельзя было поднять в одиночку. Первоначально палантиры держали в помещениях, соответствующих их размеру и предполагаемому использованию; их размещали на специальных подставках, невысоких круглых столах из черного мрамора с чашей или углублением посередине, на которых их можно было вращать руками. Эти очень тяжелые, но абсолютно гладкие камни нельзя было разбить, уронив или сбросив со стола — ни случайно, ни по злому умыслу. Их вообще нельзя было уничтожить никакими средствами, доступными людям в те времена, хотя некоторые считали, что сильный жар, — например, пламя Ородруина, — может расплавить их, и предполагали, что именно это произошло с итильским Камнем при падении Барад–дура.
Палантиры имели постоянные «полюса», хотя никакими знаками они не обозначались, и на своих подставках Камни устанавливались «вертикально», так, чтобы линия, соединяющая полюса, была направлена к центру Земли, и нижний полюс находился внизу. «Видящая» поверхность Камня располагалась вдоль «экватора». Она воспринимала изображение и передавала его наблюдателю, находящемуся на противоположной стороне, так что тот, кто хотел посмотреть на запад, должен был встать к востоку от Камня, а если он хотел потом взглянуть на север, он должен был перейти налево, к югу. Но второстепенные Камни, например, ортанкский, итильский, анорский и, вероятно, Камень Аннуминаса, имели фиксированное направление, так что, к примеру, западная сторона смотрела только на запад, а в другом направлении ничего не показывала. Если Камень смещался, его возвращали в прежнее положение методом проб, вращая его в разные стороны. Но если палантир был снят с подставки, как это произошло с ортанкским Камнем, найти нужное положение было не так–то просто. Так что это оказалась «чистая случайность», как называют это люди (сказал бы Гэндальф), что Перегрин, возясь с Камнем, установил его на земле более или менее «вертикально» и, сидя к западу от Камня, посмотрел сквозь него на восток в нужном направлении. Главные Камни не были так строго зафиксированы: их можно было вращать вокруг вертикальной оси как угодно, и они могли «видеть» в любом направлении[334].
читать дальшеЧем дальше читаю тем больше удивляюсь. Столько разрозненной противоречащей друг другу информации... Понятно, что опубликовано то что смог свести в кучу Кристофер, но все равно не понимаю Толкина. Ведь человек который придумывал языки должен был иметь в своем характере такие черты, как аккуратность, последовательность, целенаправленность. И пусть сейчас издают все, что осталось, но почему сам автор был так небрежен? Раз так получилось, что центральным произведением его творчества стал "Властелин колец", то почему он не построил остальную вселенную под него?
Я понимаю он любил языки и его целью было создание мира в котором его языки были бы органичны, но то что осталось это перебор. Как минимум по три имени\названия чуть ли не каждому персонажу и месту, путаница в географии и истории. Разные варианты частей истории и судьбы персонажей. При этом очень мало логики и порядка. Ну порядок - это мой личный пунктик, хотя я понимаю, что для того чтобы история была интересной в ней должен быть некоторый хаос, но хаос допустим в событиях, но не в персонажах. Каждый персонаж должен иметь внутреннюю логику, пусть не всегда понятную и близкую читателю, но она должна быть иначе персонаж будет либо картонным, неживым либо безликим из-за сочетания в одном несочетаемых черт.
Я не понимаю, что было главным для него при написании книг?
История Средиземья в целом? Вряд ли, ведь тогда не были бы выписаны так подробно истории про отдельных личностей.
История народов? Тоже вряд ли, ведь тогда они отличались бы друг от друга. А у него, что эльфам, что гномам, что людям присущи одни и те же достоинства и недостатки. Я не беру здесь энтов, орков или хоббитов, так как о первых и вторых написано слишком мало чтобы можно было сказать что-то определенное, а о третьих написано слишком много, но как-то сказочно. Не верится в них. Лично мне, потому что не может народ который создал свой уклад жизни, обрел определенный общественный строй, дошел до таких вещей как собственный календарь существовал бесцельно. Особенно на фоне эльфов - перворожденных Средиземья, людей, гномов, энтов у которых свой путь обозначенный еще до начала времен или после создания мира, хоббиты выглядят фантазией на ровном месте, а потому нереалистичной даже в Средиземье.
История личностей в истории мира? Тоже вряд ли, так как слишком часто (а может и всегда) его персонажи полагаются на судьбу и даже если идут против нее, то не осознанно, а от "балды" или случайных обстоятельств. А учитывая что большинство персонажей творят что получится, где и как получится, то вообще удивляет наличие предсказаний, которые сбываются. Кстати очень часто "прорезаются" провидческие способности у персонажей принадлежащих к разным расам. Толкин их всех этим уравнивает и при этом открыто указывает, что люди завидовали эльфам. А по сути кроме бессмертия завидовать то и нечему. Да и то для эльфов оно обернулось неприятными последствиями в виде усталости от жизни. Кстати по ходу истории усталости должны быть подвержены только эльфы нолдор, ушедшие из Валинора, так как на них пало проклятье Мандоса. А по факту устали все и все кто мог уплыли на Запад.
Не понимаю этого стремления к усложнению повествования, к смене имен персонажами. Особенно последнее раздражает, такое впечатление, что им имя поменять, что нам переодеться.
Видимо он так и писал свои книги, как начинал писать "Хоббита" с одной фразы пришедшей на ум, без замысла, который стал бы основой истории. И его книги не стали бы так популярны, если бы он не проделал такую огромную работу пытаясь систематизировать свои полеты фантазии. Систематизировать особо не получилось, но зато истории стали гораздо реалистичнее, насколько это возможно для фэнтези - мира.
То что я не понимаю многого расстраивает, но не отменяет моей любви к этой Вселенной. Однако выделить хотя бы одну четкую историю хотя бы одного персонажа из написанного им очень сложно.
Вообще складывается такое впечатление, что работал он над вселенной Средиземья под настроение. Конечно как автор, создатель этого мира и человек свободной воли он мог себе это позволить. Но как человек создавший историю ставшую такой популярной мог бы и поответственнее отнестись к тому что оставит после себя. Чисто по-человечески по отношению к читателям и поклонникам.