Ну вот я и дочитала цикл "Темные начала". Есть еще пара рассказов, но не думаю, что буду их читать.
Главный вывод остался тем же, автор описывал свою главную идею не считаясь с персонажами и даже особо не прорабатывая основу. Такое впечатление, что изначально у него были готовы главные сцены, а остальное он тяп-ляп писал, чтобы как-то привести героев к ним.
Кому интересно, читать дальше
Ну вот для начала рассмотрю сюжет.
Первая книга. "Северное сияние"
Лира узнает о существовании Пыли. Получает в подарок алетиометр и отправляется с миссис Коультер в Лондон.
В то же время узнает о том, что та причастна к похищениям детей и страшным опытам. В результате сбегает и отправляется вдогонку за лордом Азриэлем.
Встречает цыган, которые решают идти спасть детей на Север. Лира едет с ними, так как может читать алетиометр и верит, что встретит там лорда.
Цыгане нанимают медведя и аэронавта и едут в Больвангар. Лира попадает туда раньше. Помогает освободить их и разрушить станцию. Знакомиться с северными ведьмами, те обещают помощь и помогают.
Лира и медведь идут в Свальбард. Там она помогает Йореку победить короля и отправляется к лорду. Встретившись с ним, узнает, что ни алетиометр, ни она ему не нужны. Вместо этого Азриэль забирает Роджера и отправляется с ним открывать проход между мирами.
В результате Роджер погибает, Мариса отпускает Азриэля, Лира идет следом за ним, чтобы спасти Пыль так как он собирается ее уничтожить.
Вторая книга. Скрытный нож.
Лира попадает в мир Циттагейзе. Там нет лорда и нет взрослых. И там она встречает Уилла.
Он ведет ее в свой мир. т.е. на Землю. Там она ищет мудрецов, которые помогут. Алетиометр приводит ее к ученой Мэри Малоун, которая построила компьютер способный общаться с Пылью. Оказывается Пыль это ангелы, которые таким образом дают возможность разумным существам во Вселенной развиваться.
Лира встречает Чарльза, который на самом деле лорд Бореал из ее мира. Он похищает алетиометр и взамен него просит детей достать нож из Циттагейзе. Дети достают нож, но в результате Уилл теряет пальцы, что по преданию делает его хранителем ножа. Они возвращаются на Землю, чтобы забрать алетиометр и им это удается. Там они обнаруживают, что миссис Коултер идет по их следам.
Лира и Уилл встречаются с ведьмами и те сопровождают их. Идут они сами не зная куда.
В это время Ли Скорсби, аэронавт, решает найти Станислауса Граумана, чтобы выяснить что будет с Лирой. Он находит его и выясняется, что Сатнислаус Грауман - это Джон Пари, отец Уилла, который когда-то нашел окно из мира Земли в мир Циттагейзе, а потом попал в мир Лиры. Джон стал шаманом и ему доступны многие знания, поэтому он просит Ли отвезти его в Циттагейзу на встречу с хранителем ножа, чтобы объяснить ему что с ним делать. На воздушном шаре они пересекают границу миров, но их преследуют люди миссис Коултер. Шар падает и им приходится идти пешком. Ли остается задержать солдат и погибает. перед смертью он успевает позвать Серафину Пеккалу, но та ничем не может ему помочь.
Уилл встречается с отцом, тот рассказывает ему, что нож нужен лорду Азриэлю чтобы победить и хранитель должен присоединиться к нему. Когда Джон и Уилл узнают друг друга прилетает ведьма и убивает его.
Уилл оставляет отца и возвращается в лагерь так как там идет бой. Он находит только мертвых и отсутствие Лиры. Перед ним появляются два ангела, которые обещают отвести его к лорду Азриэлю, но он отказывается идти, пока не найдет Лиру.
Третья книга. Янтарный телескоп
Миссис Коултер забрала Лиру и держит сонной в родном мире. Уилл идет ей на помощь.
Ведьмы вернулись в свой мир. Серафина рассказала Йореку о смерти Ли и медведь отправился в мир Циттагейзе. Там он съедает останки аэронавта и дает клятву отомстить.
Мэри разговаривает с ангелами и они велят ей сломать компьютер и уйти из своего мира, чтобы найти Лиру. Она уходит и попадает в мир странных существа - мулефа. Там она живет и со временем создает янтарный телескоп через который видно Пыль. И видно что Пыль утекает куда-то все быстрее, из-за этого стали происходить плохие перемены в этом мире. Мэри ждет когда появится Лира.
Уилл находит Лиру и вызволяет ее. Как раз когда церковники и люди Азриэля приходят за ней. Дети сбегают. Люди лорда берут в плен миссис Коултер и доставляют к нему.
Уилл будит Лиру и та заявляет, что ей надо в мир мертвых, чтобы попросить прощения у Роджера, так как она считает себя виновной в его смерти. Уилл соглашается ей помочь и они отправляются в путь. Компанию им составляют галивспайны - маленькие человечки со шпорами, шпионы лорда Азриэля. С помощью ножа они находят мир из которого можно попасть в мир мертвых. Там Лире приходится позвать свою смерть, чтобы та помогла попасть в мир мертвых. И приходится оставить Пана, т.к. деймонам нет места в мире мертвых. Все остальные тоже оставляют своих деймонов, хотя и не знают как они выглядят.
На входе они встречают гарпий охраняющих вход. Лира пытается им соврать, но те видят когда человек врет и нападают на детей. Уилл разрезает ножом дверь и они попадают в мир мертвых. Там они находят Роджера и Лира обещает ему вывести всех оттуда.
Уилл пытается вырезать выход, но мир мертвых находится слишком низко и двери открываются под землю. Тогда гарпии обещают вывести туда, где получится сделать выход на поверхность. Дети идут и ведут за собой мертвых.
В это время в мире Лиры, церковники соорудили бомбу, которая убьет Лиру где бы та не находилась, нужна лишь прядь ее волос. Очень удачно миссис Коултер сбегает от Азриэля и возвращается в лоно церкви. Церковники крадут волосы и собираются взорвать бомбу. А чтобы хватило энергии, планируют разделить миссис Коултер с ее деймоном, т.е. убить.
Люди лорда Азриэля прибывают к станции и пытаются не допустить подрыва бомбы. Но бомба взрывается.
Лиру спасает от гибели предупреждение Джона Парри, он велит ей отрезать волосы в том месте где их срезала Мариса и выбросить в другой мир. Бомба подрывает не один мир, а пробивает сквозную брешь во всех мирах.
Они вырезают окно-выход из мира мертвых и попадают в мир, где построил свою крепость лорд Азриэль. В это время там идет битва с ангелами.
Дети бегут искать своих деймонов, попутно выпускают из хрустального куба Властителя, т.е. Бога и он рассеивается в воздухе. Они уже видят призраков и едва успевают соединится со своими деймонами, чтобы уйти в другой мир. Мир где живут мулефа и ждет Мэри.
Мариса и лорд Азриэль вместе убивают Метатрона, который захватил власть на Заоблачной горе и правил вместо Властителя. Они погибают вместе с ним.
Уилл и Лира встречают Мэри. Та рассказывает им о любви и Лира понимает, что влюблена в Уилла. К ним возвращаются деймоны и рассказывают, что скрытный нож открывая окна между мирами, впускает в миры Призраков. И из-за окон Пыль утекает из миров в Хаос. Что нужно закрыть все окна между мирами и сломать нож.
Сначала дети думали, что можно будет оставить одно окно, чтобы быть вместе, но главная среди ангелов Ксафания сказала, что они закроют все окна. Остаться в одном мире они не могут, так как человек может жить долго и счастливо только в своем родном мире. Уилл и Лира решают расстаться.
Лира возвращается в колледж вод Иорданских, а Уилл вместе с Мэри на Землю. Конец.
Я описала не все части сюжета, упустила то что считаю не особо важным, но это помогло мне лучше понять структуру цикла. И глядя на это понимаю насколько он нелогичный и в конечном итоге бессмысленный.
Опять возникает вопрос о чем он?
О вере? Тогда где хоть какая-то четкая позиция автора на этот счет? Бибилия учит, что Бог есть любовь. У него Бог - это выживший из ума первый ангел, который ничего не понимает. Его власть представляет Метатрон, который уже своим именем, как будто взятым из историй про трансформеров, диссонирует со всем. И Метатрон явно зло, так как представляет фанатизм и тиранию церкви.
Тогда где добро? Лорд Азриэль, который даже собственное дитя не любит? Вряд ли... Ангелы, которых интересует только победа своей стороны и которые не имеют никаких добрых чувств к людям, хотя и объединились с ними? Вряд ли... Люди - Лира, Мэри, Ли, Серафина, Джон, Уилл, Мариса, Азриэль? Вряд ли... У каждого были важные поступки, но это частности. Медведи, которые съедают трупы своих друзей, потому что голодны? Вряд ли... Ведьмы, которые способны убить человека просто потому что им было отказано? Вряд ли...
О борьбе добра и зла? Если да, то что победило? По видимому зло. Так как мятежные ангелы руками людей победили Метатрона, избавились от Властителя и стали заправлять всем дальше на свое усмотрение. А людей отправили по своим мирам без права встречи, чем навсегда вывели их из игры.
А как иначе воспринимать их поведение? Они использовали людей от начала и до конца, а потом даже не дали Лире и Уиллу быть вместе, хотя именно пробуждение их любви остановило утечку Пыли.
Быть может он о любви? Тоже вряд ли, так как любовь и ее сила появляются только в конце и не приносят героям ничего кроме горя.
В целом цикл "Темные начала" мне НЕ ПОНРАВИЛСЯ. И после прочтения оставил тягостное ощущение бессмысленности и жестокости автора, так как он создал персонажей и не смог дать им ничего кроме бед, причем необоснованных и бессмысленных. Да любая хорошая книга интересна тем, как меняются персонажи в результате того что им приходится пережить в процессе, но это должно быть обоснованно логикой сюжета. А в этом цикле персонажи почти постоянно поступали так а не иначе просто потому что автор так написал.
Для меня показателем того понравилась ли мне книга является появление персонажей за которых я "болею". Здесь же хочется всех пожалеть и как в кукольном театре освободить от Карабаса Барабаса - Филиппа Пулмана.
Персонажи получились какие-то полуживые. Вроде и поступки и эмоции прописаны, а ощущение, что картонного человечка дергают за ниточки.
Но я не жалею о потраченном времени на эти книги. Нашлись какие-то частички, которые мне понравились. Например, наличие деймонов, очень интересная вещь. Или галивспайны, во многих книгах-фэнтези встречаются крошечные человечки, здесь это типаж получился довольно интересным. Понравилась идея цыгане-водный народ, почему бы и нет? Переместить цыган с дорог на реки, это довольно интересно.
Ну пожалуй и всё.